Второстепенные герои знамениты благодаря запоминающимся репликам. Зачастую зрители цитируют любимых персонажей, но не знают фамилий исполнителей ролей, мечтающих оставить след в истории. Реальная жизнь актеров эпизода была полна несбывшихся надежд и одиночества.
В любой картине существуют не только главные герои. Режиссеры тщательно подходят к выбору кандидатур на роли второго плана, ведь от них может зависеть фактура фильма. Появившись на экране всего на несколько минут, талантливый актер способен «врезаться» в память зрителя и даже затмить именитых коллег.
Чаще всего такие артисты обретают поклонников благодаря броским фразам или разыгранной в нужный момент комичной ситуации, хотя желают достичь большего в карьере. Но звезды эпизодов страдали не только от отсутствия крупных ролей, но и от жестоких реалий жизни, в корне отличавшейся от оптимистичных сценических образов. «СтарХит» решил вспомнить истории актеров второго плана с тяжелой судьбой.
СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ
Наверно каждый помнит шведского посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», сыгранного Сергеем Филипповым. Но актерская карьера началась для него не сразу. Сначала Филиппов был балетным танцором, однако проблемы с сердцем не позволили артисту стать звездой хореографии. После приглашения в Театр комедии Сергей Николаевич нашел призвание. Филиппову нравилось, что он способен заставить зал взорваться хохотом одной репликой.
Публика обожала каждый образ, созданный актером. Его считали непохожим на других. После ошеломительного успеха «Карнавальной ночи», где Филиппов сыграл лектора, предложений становилось все больше.
Но когда комику было за 50, он перенес сложную операцию по удалению опухоли головного мозга. Казалось, это не повлияло на трудоспособность Филиппова, который не только продолжил играть, но и через несколько лет достиг апогея славы, исполнив роль Кисы Воробьянинова в картине «12 стульев».
Личная жизнь комедианта не была безоблачной. Более 10 лет он провел с первой супругой Алевтиной Горинович, но пара рассталась. Сергей Николаевич не общался с их общим сыном Юрием, который эмигрировал вместе с матерью в США. Второй любовью актера стала детская писательница Антонина Голубева. После смерти избранницы в 1989-м артист остался без средств к существованию и прожил еще ровно год. Говорили, что в последние месяцы он был очень одинок, мучился от болезни, проблем с психикой и безденежья. Филиппов скончался от рака в 77 лет, а единственный наследник даже не посетил его похороны.
«Его копеечной пенсии хватало только на оплату коммунальных услуг, ему никто не помогал: ни театр, ни Гильдия актеров, ни общественные организации. Я приходила к нему, приносила еду, какую могла позволить на скромную актерскую зарплату, стирала его вещи», — рассказала актриса Любовь Тищенко.
Сын артиста Юрий опроверг, что отец жил в нищете, ведь его окружали дорогие книги и мебель. Но Любовь Тищенко вспоминала, что в день смерти Филиппова дочь и внучка Антонины Голубевой забрали все ценное имущество из квартиры. Александр Демьяненко собирал деньги на похороны коллеги.
«Замечательный наш Шурик собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения», — говорил Евгений Моргунов, сокрушаясь о печальном финале артиста, сыгравшего десятки ярких ролей.
ВАЛЕНТИНА БЕРЕЗУЦКАЯ
Советский зритель оценил Валентину Березуцкую по картинам «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Стряпуха», а молодое поколение могло видеть ее в сериале «Каменская». Недаром актрису прозвали «королевой эпизода». В 90-е Валентина Федоровна пережила «период тишины»: ее перестали звать в кино. Тогда Березуцкая снималась в рекламе кофе и конфет, чтобы помогать внукам, которых воспитывала, пока дочь Полина пропадала на работе.
Актриса прославилась вновь, сыграв бабушку в фильме «Старухи» в начале 2000-х. Но возраст все чаще давал о себе знать, только за последние месяцы 86-летняя артистка перенесла воспаление легких и два раза лежала в больнице. 31 января этого года скорая помощь не успела спасти ее. Березуцкую похоронили на Хованском кладбище, где проститься с Валентиной Федоровной приехали только близкие. Было не больше 15 человек, пояснивших, что молодежь уже не помнит «королеву эпизода», а старикам сложно передвигаться зимой.
«Она была самой лучшей бабушкой, подняла нас с Вовчиком. Все спрашивала, когда я приеду, но не обижалась, говорила, главное, что нам хорошо», — рассказывала внучка Березуцкой Анастасия в эфире программы «Ты не поверишь».
Анастасия живет в Испании и хотела перевезти родственницу к себе, но Валентина Федоровна плохо переносила жару. В Москве за ней ухаживал внук Владимир, который нанял сиделку, чтобы та помогала бабушке. Кроме них на похоронах оказались соседи артистки, знавшие ее десятилетиями. На их глазах Березуцкая потеряла любимого супруга Владимира Агеева.
Несмотря на утраты и забвение, актриса оставалась бодрой до самого конца. Она играла с четырехлетним сыном Владимира и старалась быть полезной внукам, которым посвятила всю свою жизнь.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
Исполнитель роли тунеядца Феди из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» не был похож на беспечного персонажа. Алексей Смирнов многое пережил, совершая героические вылазки на фронте. Из-за контузии он больше не мог иметь детей и, сокрушаясь по этому поводу, расстался с невестой Лидией Масловой, терпеливо ждавшей возлюбленного с войны. Брат Алексея Аркадий не уцелел в бою, поэтому на плечи Смирнова легли заботы о матери, страдающей от расстройства психики.
В труппе Ленинградского театра музыкальной комедии Алексей Макарович первое время играл в массовке. С 50-х второстепенные роли посыпались на артиста, понравившегося разным студиям после участия в «Кочубее». Смирнов запомнился публике по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но сам он признавался, что нашел «своего» режиссера поздно, исполнив драматическую роль механика Макарыча в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
Успех в кино противопоставлялся одинокой личной жизни актера. Он так и не женился, а решив усыновить ребенка из детского дома, потерпел поражение. Семь лет Смирнов добивался разрешения забрать к себе мальчика Ваню, но когда документы наконец были подписаны, случилась трагедия: умерла мать артиста. Горюющий сын напился и в непотребном виде пришел в интернат. Конечно, ему навсегда запретили появляться там, и Алексей Макарович оставил мечты об отцовстве.
На этом беды Смирнова не кончились, и в конце 70-х он оказался с сердечным приступом в Мариинской больнице, где провел полгода. За это время одинокого актера посетил только Леонид Быков.
«Будем жить, Макарыч! Будем жить», — процитировал фразу из фильма режиссер.
После роковых слов, сказанных на прощание, через пару недель Быков разбился в автокатастрофе. Говорят, что Алексей Смирнов накрыл стол для врачей по поводу выписки из больницы и, подняв бокал, хотел сказать тост за друга Леонида Быкова, когда доктор сообщил, что режиссера уже нет в живых. Смирнов молча вернулся в свою палату и вскоре умер. По другой версии, известие о гибели товарища застало его уже дома. Артисту вновь стало плохо, и его забрали в клинику, где он скончался седьмого мая 1979 года в 59 лет.
ЛЕВ ПЕРФИЛОВ
Детство актера, сыгравшего Гришу в фильме «Место встречи изменить нельзя», было трудным. После смерти отца Льву Перфилову и его брату Юре пришлось жить в бедности. Пока мать пропадала на работе, мальчишки слонялись по криминальным районам и не брезговали воровать на вокзале. Если бы не второе замужество родительницы, сопровождавшееся переездом на Камчатку, Перфилов мог стать преступником не на экране, а в реальности.
Ради учебы в Щепкинском училище Лев Алексеевич переехал в Москву, где встретил супругу. Рождение двойняшек не укрепило брак, отношения вскоре разладились, и Перфилов перебрался в Киев, где поселилась и мать артиста. Местная киностудия предлагала актеру роли злодеев, с которыми он успешно справлялся в отличие от депрессии. От алкогольной зависимости, назревавшей из-за переживаний о разводе, звезду эпизодов спасла новая любовь, Валентина, подарившая ему троих сыновей.
«В работе отец был неутомим, никогда не подводил людей. Он дважды переносил на ногах воспаление легких! У отца было прекрасное чувство юмора, он обожал шутки, хорошие компании», — вспоминали дети актера.
Но семейное счастье закончилось и на этот раз. Лев Алексеевич оставался один, пока не влюбился в телеграфистку Веру. Молодая девушка сама недавно пережила развод и искала нового отца для сына. Разница в возрасте между супругами составляла 26 лет, но это не остановило Перфилова. Выбор актера осуждала даже его мать, пока не осознала, как Вера поддержала артиста в тяжелые 90-е.
Перфилов остался без работы и серьезно заболел. Перенесенная когда-то пневмония дала о себе знать, порой он просто задыхался. В больнице актеру занесли инфекцию, после которой пришлось сделать серию уколов. У артиста постоянно держалась высокая температура. В итоге, Лев Алексеевич устал от врачебного вмешательства и отказался от дальнейшей госпитализации. Он умер в январе 2000 года в 66 лет. До самого конца его не покидала верная супруга Вера.
НИКОЛАЙ ПАРФЕНОВ
Первую роль Николай Парфенов исполнил в фильме «Сын полка». Он быстро стал любимцем киножурнала «Фитиль» и «Ералаш». Парфенова считали бытовым актером и мастером этого ремесла. На счету Николая Ивановича было более 130 персонажей.
Будучи студентом, артист женился на Ольге Васильевой. В браке у пары родилась дочь Ирина, но, как говорил сам актер, союз был недолгим и не слишком счастливым. После расставания Николай Иванович стал сторониться женщин, но друзья решили исправить положение, познакомив его с работницей Моссовета Ларисой. Они прожили вместе 47 лет, и хотя не имели общих детей, Парфенов любил сына избранницы как родного.
В 90-е беды посыпались на артиста. Сначала возлюбленная перенесла инсульт, а затем инфляция уничтожила семейные сбережения. Когда Парфенов овдовел, в его жизни осталась лишь дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Приемные внуки досаждали актеру «набегами»: вынесли телевизор, потом всю мебель, оставив одинокого старика с продавленной тахтой.
«Мешаешься тут, сдох бы, что ли, поскорее!» — говорили Николаю Ивановичу жестокие родственники супруги.
Казалось, все забыли некогда известного служителя сцены, он был никому не нужен, а умирать не торопился благодаря крепкому здоровью, закаленному спортом. Николай Иванович решил, что ему будет лучше в специализированном пансионате при Доме актера. Но и здесь Парфенова ждало разочарование: условием заведения было отдать жилье государству, а покойная Лариса Алексеевна успела прописать в квартире артиста внучку. Последняя не желала отказываться от наследства и лишила звезду кино возможности переехать.
Николай Парфенов тихо скончался на руках у сестры в возрасте 86 лет. Антонина Ивановна ожидала, что коллеги из театра придут проститься с актером. Но этого не случилось. Лишь спустя время на могилу артиста стали приходить поклонники.
ГОТЛИБ РОНИНСОН
Начальник Деточкина из «Берегись автомобиля», пассажир в «Иронии судьбы, или С легким паром!», Марк Юрьевич в бессмертной комедии «О бедном гусаре замолвите слово» — все это роли мастера комического эпизода Готлиба Ронинсона. Уроженец Вильнюса, в 20-е годы он переехал с мамой в Москву. Отец бросил семью, поэтому денег постоянно не хватало, и Готлиб Михайлович рано пошел работать. Всю жизнь артист страдал приступами эпилепсии, из-за чего его даже не взяли на фронт.
До актерской карьеры Ронинсона видели звездой оперы, но ломка голоса не позволила ему стать солирующим тенором. Окончив Щукинское училище, Готлиб Михайлович пришел в театр на Таганке, где его заметил Эльдар Рязанов и стал приглашать сниматься в комедиях. Про артиста говорили, что он умеет быть заметным и «держать зал». Его называли «мастером гротеска» за потрясающее владение мимикой.
«А еще он очень любил детей, — вспоминала актриса «Таганки» Марина Полицеймако, — хотя семьей так и не обзавелся. Ходил всегда аккуратный, подтянутый. Но при этом был бесконечно одинок. Под конец жизни очень страдал. Часто прогуливался рядом с домом, обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби».
Готлиб Ронинсон стал жертвой инфляции, как и многие его коллеги. Артист потерял все сбережения, которые мечтал завещать детскому дому, и тяжело принял этот удар судьбы. Друзья говорили, что переживания ускорили его уход. Умер актер в полном одиночестве в 75 лет.
В тот день, 25 декабря 1991 года, должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором артист был занят. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуален и никогда не опаздывал ни на репетиции, ни на выступления. Поэтому, когда актер впервые не явился на работу, коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой, где и обнаружили тело Ронинсона. Удивительно, что еще за несколько лет до ухода из жизни, «мастер гротеска» заказал себе надгробную плиту. Он переживал, что некому будет позаботиться о похоронах одинокого служителя сцены.
РАДНЭР МУРАТОВ
С детства Раднэр Муратов мечтал стать летчиком и окончил школу ВВС. Но прогуливаясь как-то по Москве, профессиональный пилот увидел объявление о наборе студентов во ВГИК. Спонтанное решение привело его в вуз, куда Муратова приняли с первого раза. Его дебютом на экране стала роль в фильме «Композитор Глинка», но настоящую популярность Раднэр Зинятович обрел с выходом комедии «Джентльмены удачи», где сыграл Василия Алибабаевича.
Муратов оставался «эпизодником», что вполне устраивало актера, ведь работы было достаточно. Проблема заключалась в другом: артист пристрастился к скачкам. Говорили, что в 70-е он проиграл столько, что можно было приобрести несколько автомобилей. Друзья отвернулись от азартного игрока, постоянно занимавшего деньги на ипподром. Из-за пагубного увлечения Раднэр Зинятович потерял и супругу Елену Довлатбекову.
Последние годы актер провел в нищете, ведя поистине аскетический образ жизни. Страдая болезнью Альцгеймера после перенесенного в 2000 году инсульта, Муратов часто не мог найти дорогу домой. Материальное положение артиста стало невыносимым: у него не было ни мебели, ни холодильника, ни телевизора, а постелью служила снятая с петель дверь.
«Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют», — рассказывала соседка Раднэра Зинятовича Галина Викторовна.
У актера был сын Леонид, но отношения не сложились. Муратова очень задело, что Леонид пытался устроить отца в Матвеевский дом ветеранов кинематографии. Раднэр Зинятович был гордым и даже после проблем с финансами не принимал сумок с продуктами от соседей.
За два месяца до смерти Муратов пропал, выйдя на прогулку. Сотрудники милиции обнаружили его на улице дезориентированным и, не узнав, отправили в психиатрическую клинику. Местные доктора оказались сведущими в кинематографе и перевели артиста в обычную больницу. Он скончался в 2004 году от повторного инсульта. Газеты писали, что ушел последний «джентльмен удачи».
АНАТОЛИЙ КАЛАБУЛИН
Ставший популярным благодаря небольшим ролям в комедиях Леонида Гайдая Анатолий Калабулин не имел актерского образования. Он был инженером и попал в кино совершенно случайно. Говорили, что режиссера заинтересовала необычная фактура артиста. Калабулин сыграл колоритного стрельца в картине «Иван Васильевич меняет профессию», а затем участвовал в съемках фильмов «Не может быть!» и «12 стульев».
Публике запомнились маленькие, но искрометные образы, созданные Анатолием Калабулиным в лентах «Золотая речка», «О друзьях-товарищах», «Сердце России». В 1970 году ему удалось принять участие в съемках советско-болгарского фильма «Любовь к трем апельсинам». Последним персонажем, сыгранным актером, стал зритель из зала в «Похищении «Савойи».
Всего Анатолий Тимофеевич снялся в 12 картинах, но так и не получил желанную масштабную роль. Окружающие восхищались его природным талантом, говоря, что в улыбке артиста было что-то действительно искреннее. У него было много планов и надежд на развитие карьеры, но в конце 70-х Калабулин серьезно заболел циррозом печени. Страшный диагноз унес жизнь 43-летнего актера.
К сожалению, об артисте осталось мало информации, сомнения вызывает даже вопрос о его настоящей фамилии. На могильной плите актера высечено «Колабулин». О личной жизни Анатолия Тимофеевича ничего неизвестно, но ходили слухи, что всю жизнь он был одинок, отдавая душу любимой работе.
Актеры второго плана зачастую вносили в картину последний яркий штрих, который иногда становился более значимым для зрителей, чем основа сюжета. Они начинали с массовки, получали первые заметные роли и мечтали, что когда-нибудь раскроют таланты в большом кино.
Публика не помнила имен актеров, появившихся на экране на пару минут, но ценила цепляющие реплики и эффектные появления любимых персонажей. Названные «королями эпизода», артисты навсегда замирали в этой точке. Их амбициям не суждено было осуществиться, а болезни, разводы, одиночество и другие несчастья окончательно убивали их надежды и веру в себя.
Составлено по материалам «КП», «Избранное», «Собеседник», «Аргументы и факты», Biography Life.